Совершенствуем сайт с помощью A/B-тестирования
Как вы определяете, что сайт выглядит и функционирует именно так, как нужно вам и как удобно для вашей целевой аудитории? Если для этого вы используете метод A/B-тестирования (оно же — сплит-тестирование), то вы поступаете верно. Проведение такого рода тестов позволяет получить реальную обратную связь от аудитории веб-проекта по поводу его дизайна, наполнения, юзабилити и функциональности. Его суть заключается в сравнении реакции аудитории на два варианта страницы сайта, которые различаются только одним каким-либо нюансом. Таким образом, все предполагаемые изменения на сайте сразу проверяются в «боевых» условиях.
Для чего нужно и для кого подходит
Главная цель A/B-тестирования — поиск наиболее эффективных решений для повышения конверсии, то есть увеличения количества людей, выполняющих основные целевые действия на сайте. Каждый интернет-проект предполагает выполнение пользователями одного или нескольких целевых действий: чтение публикации, скачивание файла, оформление заказа, совершение покупки, репост материала на странице в соцсети, просмотр видео и не только. Но дефекты в оформлении и работе сайта могут помешать аудитории это сделать. Поэтому необходимо своевременно выявлять и исправлять такого рода недочёты, чтобы повысить конверсию.
Однако имейте в виду, что такой метод тестирования подходит не всем и не во всех случаях. Для новых и развивающихся сайтов, посещаемость которых невелика и где нет постоянного потока прочтений, заказов и скачиваний, A/B-тест не будет показательным. Также без налаженной системы веб-аналитики получить пользу от сплит-тестирования тоже вряд ли получится. Нерационально будет проводить такие тесты и в том случае, если нет точно сформулированной гипотезы об эффективности того или иного подхода к реализации функции или графического элемента сайта.
Помешать успешному проведению A/B-тестирования может и неоднородность аудитории конкретного сайта. Чтобы проверить, имеет ли место быть такая особенность в вашем случае, необходимо провести A/A-тест, в рамках которого следует показывать один и тот же вариант страницы разным потокам посетителей. Если показатели конверсии по первому и по второму потоку будут сильно различаться, то аудитория считается неоднородной, а значит, прибегать к сплит-тестированию бессмысленно.
Как проводить
Алгоритм проведения A/B-тестирования состоит из следующих этапов.
-
Сформулируйте гипотезу по решении проблемы либо по совершенствованию элемента или функции на сайте. Например, можно предположить, что выделение кнопки «Купить» красным цветом вместо зелёного увеличит количество нажатий на неё. Помните, что тестировать необходимо только одну конкретную деталь.
-
Обозначьте критерий, по которому вы будете оценивать результаты исследований. В случае с кнопкой «Купить» можно посчитать количество кликов на кнопку или же количество самих продаж.
-
Определите минимальное количество людей, которые должны составить выборку исследования. Имеется в виду то количество посетителей страницы, которое поможет получить максимально точные данные о влиянии на конверсию каждого из двух сравниваемых объектов. Этот показатель зависит от ряда факторов, но чем больше пользователей примет участие в тестировании, тем объективнее будут результаты теста.
-
Решите, будете ли вы проводить тестирование среди всей аудитории сайта или только среди части посетителей. Безусловно, для более быстрого набора необходимой выборки эффективнее привлекать к участию в исследовании всех гостей сайта, но при ошибочной гипотезе по отношению к важному элементу сайта вероятна потеря аудитории. Чаще всего для A/B-теста выбирается часть посетителей, к примеру, только новые гости сайта.
-
Ограничьте время проведения тестирования. Обычно такое исследование длится одну-две недели, чтобы можно было оценить результаты и в будние дни, и в выходные. Не останавливайте тест, если уже в первый день набралась необходимая выборка или выявлен явно лидирующий вариант.
-
Запустите сплит-тест, удостоверившись в том, что все кнопки и ссылки на обеих страницах работают.
-
Дождитесь окончания тестирования и подведите итоги. Для подтверждения полученных результатов рекомендуется повторно проводить A/B-тестирование с теми же условиями, даже если в первом тесте все правила были соблюдены.
Перед проведением сплит-теста выберите удобный вам сервис для проведения A/B-исследований. Для этого используют популярную платформу веб-аналитики Google Analytics или же такие сервисы, как Visual Website Optimizer, RealROI, AB Tasty, Convert, Optimizely и другие. Среди них есть платные и бесплатные, поддерживающие русский язык или работающие только на английском, имеющие те или иные возможности — оптимальный вариант найти будет несложно.
Не останавливайтесь на достигнутом, развивайте свой интернет-проект, ищите всё более и более удачные решения для сайта. И A/B-тестирование может серьёзно помочь вам в этом.